Противодействие коррупции

     ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 января 2014 года N 10 О ПОРЯДКЕ СООБЩЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ЛИЦ О ПОЛУЧЕНИИ ПОДАРКА В СВЯЗИ С ИХ ДОЛЖНОСТНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЕМ ИМИ СЛУЖЕБНЫХ (ДОЛЖНОСТНЫХ) ОБЯЗАННОСТЕЙ, СДАЧИ И ОЦЕНКИ ПОДАРКА, РЕАЛИЗАЦИИ (ВЫКУПА) И ЗАЧИСЛЕНИЯ СРЕДСТВ, ВЫРУЧЕННЫХ ОТ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ /посмотреть

     ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 сентября 2013 г. N 2916 О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЛИЦОМ, ПОСТУПАЮЩИМ НА ДОЛЖНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, А ТАКЖЕ РУКОВОДИТЕЛЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  СВЕДЕНИЙ О СВОИХ ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА И О ДОХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА СУПРУГИ (СУПРУГА) И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ  /посмотреть

   АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПРОПАГАНДА И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В АНТИКОРРУПЦИОННЫХ СИТУАЦИЯХ /посмотреть

   СТАТЬИ УК РФ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ /посмотреть

Номер телефона доверия Главы Республики Коми по фактам коррупции (8212) 24-50-05. 

Прием сообщений ведется круглосуточно, время каждого сообщения - не более 3-х минут.

Указом Главы Республики Коми от 2 ноября 2009 года № 115 в Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми создан "Телефон доверия" Главы Республики Коми по вопросам, связанным с проявлением коррупции в государственных органах Республики Коми.

На "Телефон доверия" принимаются сообщения о случаях коррупционных проявлений или преступлений должностных лиц с использованием служебного положения, нарушения требований к служебному поведению и (или) наличии конфликта интересов государственных гражданских служащих Республики Коми. Все поступившие обращения регистрируются и направляются Главе Республики Коми лично.

Прием сообщений ведется круглосуточно, время каждого сообщения - не более 3-х минут.

Звонки со стационарных телефонов на территории Республики Коми - бесплатные.

О ставших известными фактах коррупции в органах местного самоуправления МО ГО "Воркута", причинах и условиях, способствующих их совершению, сообщения принимаются отделом кадров и кадровой политики администрации МО ГО "Воркута" по телефону 
(82151) 3-22-64 
Прием сообщений ведется: 
- понедельник - пятница: с 09:00 час. до 17:00 час. 
- перерыв на обед: с 13:00 час. до 14:00 час. 
- выходной: суббота и воскресенье.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Что такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

Понятие коррупции раскрывается в части 1 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Так установлено, что коррупция - это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

2) превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

3) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

4) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

5) дача взятки (ст. 291 УК РФ);

6) провокация взятки (ст. 304);

7) служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);

8) присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);

9) мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ)

10) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

11) неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);

12) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

13) халатность (ст. 293 УК РФ).

Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

Что такое «противодействие коррупции»? В чем смысл антикоррупционной политики?

Часть 2 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ определяет противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Смысл антикоррупционной политики заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер со стороны всех ее субъектов и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и способствующих коррупционных проявлениям во всех сферах жизни.

Что такое взятка? Что может выступать предметов взятки?

Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности или услуга имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате взяткодателем, за действие (или наоборот бездействие), которое взяткополучатель мог или должен был совершить в силу своего служебного положения. Обязательным признаком получения взятки является ее предмет, который может быть выражен в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера. В качестве "иного имущества" могут выступать все остальные случаи, не подпадающие под получение денег или ценных бумаг (все вещи, а также имущественные права).

К взятке также можно отнести все оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате легальные услуги имущественного характера (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры и т.п.), а также любое иное неэквивалентно возмещаемое действие, имеющее имущественную природу (занижение стоимости передаваемого имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование кредитами).

Взятка всегда имеет имущественную природу. Если должностное лицо получает какую-нибудь неимущественную выгоду, получением взятки это не является.

Важно помнить, что взятка получается за определенное и конкретное действие или бездействие по службе. Такое поведение может быть выражено в следующем:

1) совершение действий или бездействий, которые входят в служебные полномочия должностного лица, т.е. отдельно от факта взятки, являются правомерными, и кроме того, входя в перечень должностных полномочий лица;

2) способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий (бездействий), которые не входят в его служебные полномочия, а входят в полномочия другого должностного лица. В данном случае должностное лицо использует авторитет и значимость занимаемой должности для того, чтобы добиться желаемого результата для взяткодателя, которое будет достигнута путем действия (бездействия) третье лица.

3) действия, связанные с незаслуженным поощрением. Здесь может быть несколько видов связи:

- начальник-подчиненный;

- должностное лицо – частные лица (например, предприниматели);

4) попустительство по службе - непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю.

Таким образом, взятка всегда является подкупом должностного лица.

Какие действия можно считать вымогательством взятки?

Это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий или бездействий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина. Кроме того, вымогательство может быть выражено в завуалированной форме. В такой ситуации, должностное лицо прямо не требует предоставление взятки со стороны гражданина или юридического лица, однако умышленно ставит его в условия, когда тот вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его законных интересов.

В чем проявляется посредничество во взяточничестве?

Взятка может быть получена и дана через посредника (третье лицо). Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. Действия посредника могут характеризоваться отсутствием личной заинтересованности и личной инициативы. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве (соучастника деяния) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 Уголовного кодекса РФ.

Если же третье лицо (посредник) получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки, но заведомо решает присвоить их, то содеянное им деяние квалифицируется как мошенничество. Действия владельца ценностей (взяткодателя) в таком случаи относятся к категории «покушение на дачу взятки».

Может ли взяткодатель быть освобождён от уголовной ответственности?

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело .

Возвращаются ли взяткодателю ценности, ставшие предметом взятки?

Деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, изъятые и признанные вещественными доказательствами, признаются доходом государства как нажитые преступным путем.

Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности не означает отсутствия в его действиях состава преступления, поэтому он не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ценностей, переданных в виде взятки.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача материальных ценностей проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки, подлежат возвращению их владельцу.

Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу .

Ответственность лица, сообщившего о ложном, недостоверном факте коррупции

Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 5.60 «Клевета» Кодекса об административных правонарушениях РФ, что повлечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до двадцати тысяч.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРИНЯТИЮ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ /посмотреть

Памятка по противодействию коррупции/посмотреть и скачать

 

Организации обязаны принимать меры

по предупреждению коррупции

Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 провозглашены основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции, к которым отнесено признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации; использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции; стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон) устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).

Реализуя указанные в названном Законе основные принципы противодействия коррупции - законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции  (пункты 2, 3, 5 и 6 статьи 3 Закона), - федеральный законодатель установил ограничения и обязанности, направленные на предупреждение коррупции. 

В силу статьи 13.3 Закона организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Действие данной нормы распространяется на все организации, действующие на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы.

Для облегчения работы по предупреждению коррупции Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, общероссийскими общественными организациями «Российский союз промышленников и предпринимателей», «Деловая Россия» и «ОПОРА России» разработаны методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, которые размещены в открытом доступе сети «Интернет» по адресу: www.rosmintrud.ru, а также в справочных системах «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс».

Прокуратура города разъясняет, что неисполнение обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции является нарушением требований федерального законодательства, при обнаружении которого уполномоченным прокурором руководителю организации вносится представление, с требованием его устранения. Кроме того, обязанность по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции может быть возложена на организацию решением суда общей юрисдикции, в том числе по требованию органов прокуратуры в рамках реализации полномочий, определенных статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 

НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС

В мае 1945 г. общими усилиями объединенных наций при решающей роли Советского Союза было уничтожено тоталитарное государство, основанное на идеологии национал-социализма, именовавшее себя Третьим (Тысячелетним) рейхом. Важным правовым последствием этого события явилось учреждение Международного военного трибунала и его последующая деятельность по осуждению главных военных преступников нацистской Германии.

Чудовищные преступления, совершенные нацистами, требовали правовой оценки. Первые шаги со стороны лидеров антигитлеровской коалиции в этом направлении были предприняты в октябре 1943 г. в подписанной ими московской Декларации. В ней, в частности, отмечалось: "Те германские офицеры, солдаты и члены нацистской партии, которые ответственны за зверства, массовые убийства и экзекуции, будут высланы в страны, в которых они совершили свои мерзкие преступления, предстанут перед судом и понесут наказание по законам этих освобожденных стран. Данная Декларация не распространяется на главных военных преступников, преступления которых не имеют конкретной географической локализации и которые будут наказаны совместным решением правительств союзных государств".

Фактическими основаниями ответственности за преступления, совершенные нацистами, являлись конкретные деяния (действия либо бездействие), совершенные по отношению к гражданскому населению оккупированных стран, военнопленным, другим категориям граждан и не граждан. Московская Декларация имела огромное значение для решения вопроса о привлечении к ответственности нацистских преступников. Ее положения имели обязательную силу для более чем 25 стран антигитлеровской коалиции, что исключало возможность нацистским палачам найти политическое убежище на территории какого-либо из союзных государств.

В соответствии со ст. 6 Устава МВТ являлись подлежащими юрисдикции Трибунала и влекущими за собой индивидуальную ответственность за преступления против мира (а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений), военные преступления (нарушение законов и обычаев войны; убийства, истязания гражданского населения оккупированной территории, военнопленных, заложников; увод в рабство; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, другие преступления) и преступления против человечности (убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения, преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления любого преступления, подлежащего юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права государства, где они были совершены, или нет). Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеприведенных преступлений, должны были нести ответственность за все действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана.

Уголовное преследование, кроме сурового и справедливого наказания виновного и защиты пострадавших от преступлений, нацелено также на общую и частичную превенции. В этом смысле правовое значение Нюрнбергского процесса огромно. Он создал прецедент привлечения к международной уголовной ответственности высших лиц нацистской Германии, виновных в совершении тягчайших преступлений против мира и человечности.

Нюрнбергский военный трибунал не мог, да и не ставил такой цели - разом осудить все преступления тоталитарного режима вообще, но он, проанализировав все преступные деяния и правовой беспредел, осудил один из самых одиозных из них - нацистский режим. Именно решения Трибунала стали основой для последующих национальных законодательных актов во многих странах Европы и Америки и норм международного права в области защиты прав человека и гуманитарных ценностей.