ПРИРОДООХРАННЫЙ  СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА»

ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 83 "Игрушка" г. Воркуты  

присоединилось к общероссийскому проекту «Эколята – Дошколята»

 

Координатор Проекта «Эколята – Дошколята» - Межрегиональная общественная организация содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации».

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Цель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

В ходе реализации проекта «Эколята-Дошколята» воспитанникам детского сада и их родителям будет предложено много интересных дел: игр, бесед, ситуаций, творческих мастерских, викторин и конкурсов, подчиненных целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к Природе. Тематические занятия будут всесторонне способствовать формированию у детей культуры природолюбия, осознания того, что они могут стать настоящими друзьями природы.

Учебное пособие «Азбука Природолюбия».

ЭКОЛЯТА - ГЕРОИ АЗБУКИ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Образы сказочных героев "Эколят" - друзей и защитников природы.

Эколята - это малыши-желуди и их подружка Елочка. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить. Они берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. Они помогут детям ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её. 

Шалун

Это братишка-желудь. Он любит веселые игры, которых знает великое множество. Шалун все время стремится узнать что-то новое и неизвестное, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листочком постоянно мелькает то тут, то там. К своей яркой шапочке Шалун подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик.                                                                                 

 

Умница

Умница - в розовой шапочке, с двумя забавными косичками. Она носит зеленую юбочку, зеленый воротничок, желтые перчатки, темно-розовые башмачки. Умница много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать. Нет-нет, только не надо думать, что она всегда поступает правильно и знает ответы на все вопросы. Просто из всех малышей она самая старшая, и это всё объясняет.

        

Тихоня

Тихоня - младший брат-желудь, он носит оранжевую шапочку, темно-розовые ботинки, зеленые перчатки и такого же цвета воротничок из дубовых листьев. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Но это нисколько не мешает ему всячески поддерживать старшего брата – Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах. А ещё Тихоня очень любит цветы, поэтому перед домиком геройчиков он разбил чудесный цветник.

        

Ёлочка

Это подруга малышей-желудей, она - веселая и общительная. Ёлочка носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём.

 

 

 

 

 

                                                                      

Природоохранный социально-образовательный проект

«ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА»

в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении

«Детский сад № 83 «Игрушка» г. Воркуты на 2016 – 2017 учебный год

Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

 

Тема

«Эколята - дошколята»

 

Ответственный

за разработку плана проекта

Воспитатель: Андрианова О.С.

 

Ответственный

за реализацию проекта

Старший воспитатель: Горинова М.А.

Состав инициативной группы

Воспитатели:   Косинова И.В.,

                          Галикеева Л.В.,

                          Лысова Л.А.,

                          Андрианова О.С.

Музыкальный руководитель: Екимова А.Л.

Участники проекта

Дети всех возрастных групп, воспитатели, музыкальный руководитель, родители

Возраст воспитанников

Дети от 1,3 до 8 лет

Продолжительность проекта

2016-2017 учебный год

Цель проекта

Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.

Задачи проекта

  • дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
  • способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
  • помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
  • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  • помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
  • разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс ДОУ новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приемов, способных сформировать у ребенка чувство любви, разносторонне - ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
  • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Этап работы над проектом

I этап- подготовительный.

  • внедрение в проект образы сказочных героев
  • изучение и создание информационной базы, подбор материала по проекту

II этап- основной

  • совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей
  • включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам
  • активизация взаимодействия родителей с детьми по сохранению единства человека и природы

III этап- заключительный

  • подведение итогов деятельности в рамках проекта
  • результаты мониторинга по экологическому воспитанию
  • создание фотовыставки в рамках проекта.

Прогнозируемые результаты

·         повышение общей культуры ребенка.

·         формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия.

·         формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде.

·         развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности.

  • расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

 

                                                    План проектной деятельности

Актуальность: Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Проявлением патриотизма является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.

Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.

В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.

Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.

Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи:

• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс ДОУ новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

 

Содержание Проекта:

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Ответственные

I этап - подготовительный

1

Акция «Эколята – дошколята»

(вручение воспитанникам логотипа Проекта, знакомство со сказочными героями «эколятами»: Ёлочкой, Шалуном, Тихоней и Умницей)

сентябрь

Лысова Л.А., воспитатель

Екимова А.Л., музыкальный руководитель

2

Проведение бесед

«Мы эколята – дошколята»

сентябрь

Воспитатели всех возрастных групп

3

Разработка учебного пособия для дошкольников «Азбука природолюбия» (по принципу азбуки юного воркутинца)

сентябрь

Галикеева Л.В., воспитатель,

Третьякова В.К., воспитатель.

Воспитатели всех возрастных групп

II этап - основной

4

Развивающие образовательные ситуации

 

Продукт: перспективный план совместной деятельности педагогов с детьми

Сентябрь - май

(2 ситуации в месяц – младший дошкольный возраст,

4 ситуации в месяц – старший дошкольный возраст)

Все возрастные группы

 

Косинова И.В., воспитатель

 

5

Прослушивание и пересказ тематических сказок и рассказов

 

Сентябрь - май

(1 раз в 2 недели –

младший дошкольный возраст,

1 раз в неделю – старший дошкольный возраст)

Воспитатели всех возрастных групп

6

Занятия по проекту:

  1. «Природа  вокруг нас»;

2. «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);

3. «Времена года»;

4. «Время суток»;

5. «Животные и растения»;

6. «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»;

7. «Человек не может жить без Природы»;

8. «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»;

9. «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»

10. «Помоги Природе, помоги своему другу!»

11. «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;

12. «Сохрани Природу от пожара»;

13. «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;

14. «Природолюбие – учебник нашей жизни».

Рекомендуемые темы занятий по учебному пособию «Азбука Природолюбия»:

15. Будь аккуратен с Природой

16. Береги Природу

17. Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе

18. Умей гулять на Природе

19. Дружить с Природой

20. Единство Человека и Природы

21. Жалеть Природу

22. Заботиться о Природе

23.Исследовать, изучать Природу

24. Красная книга

25. Любить Природу, любоваться Природой

26. Наблюдать за Природой

27.Ответственность перед Природой

28. Природолюбие

29. Радоваться вместе с Природой

30. Сохранить Природу

31. Ходить в гости к Природе

32. Ценить Природу

33. Чудеса Природы

34. Шёпот Природы

35. Щедрость Природы

36. Экология

Еженедельно

Воспитатели всех возрастных групп

(возможна замена другим занятием

по экологии

в соответствии

с возрастом детей)

7

Опытно-экспериментальная  деятельность по экологии

Сентябрь - май

(1 раз в месяц)

Воспитатели средних, старшей, подготовительных и оздоровительной групп.

8

Создание презентации «Природа Коми края»

Октябрь

Воспитатель: Мамедова Г.Р.к

9

Праздник «Осени»

(с участием героев-дошкольников в костюмах северных ягод: ежевика, брусника, голубика, морошка, купальница)

Октябрь

Музыкальный руководитель: Екимова А.Л.

10

Республиканский (заочный) конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»

Октябрь 2016г. –

май 2017г.

(официально по январь 2017г)

Воспитатели:

Галикеева Л.В.

Ясавиева Р.М.

Иващенко В.Е.

11

Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды

В течение учебного года

Воспитатель:

Косинова И.В.

12

Конкурс «Игротека Природолюбия» (создание игр по теме: «Сохрани природу»

Октябрь - ноябрь

Воспитатели, родители всех возрастных групп

13

Совместное мероприятие с ДК пгт. Воргашор «Волшебный песочек» (для детей от 5-8 лет)

Ноябрь

Сотрудник ДК пгт. Воргашор Паликарпова И.А.

14

Издание журнала «Уроки природолюбия»

Декабрь

Воспитатели, родители старшей, подготовительных и оздоровительной групп.

15

Новогодний утренник с участием сказочных героев «Эколят»

Декабрь

Екимова А.Л.,

музыкальный руководитель,

воспитатели разновозрастной оздоровительной группы

16

Выставка рисунков «Эколята»

Январь

Воспитатели, родители, дети всех возрастных групп

17

Экскурсия в Коми музей МБДОУ «Детский сад № 103  «Русалочка» пгт. Воргашор

Февраль

Воспитатели старшей, подготовительных и оздоровительной групп.

18

Фотоконкурс «Сохраним это чудо»

Февраль-март

Воспитатели, родители всех возрастных групп

19

Экскурсии в отдел краеведческого музея в пгт. Воргашор

Март 2017г.

Воспитатели средних, старшей, подготовительных и оздоровительной групп.

20

Выставка поделок из природного материала «Мы любим тебя, природа!»

Апрель

Воспитатели, родители, дети всех возрастных групп

21

Конкурс на лучший уголок (стенд «Эколята – дошколята») среди групп МБДОУ

Апрель

Воспитатели, родители, дети средних, старшей, подготовительных и оздоровительной групп

                                     III этап - заключительный

 

22

Результаты мониторинга по экологическому воспитанию дошкольников

4 неделя мая

Воспитатели всех возрастных групп

23

Создание брошюры: реализация проекта «Эколята – дошколята»

в МБДОУ

Май

Воспитатели, родители всех возрастных групп

24

Создание фотовыставки в рамках проекта.

Май

Воспитатели, родители всех возрастных групп

 

 3 октября дети наших подготовительных к школе групп совершили целевую тематическую прогулку в парк «Наша северная осень» поселка Воргашор. Воспитанники рассказывали друг другу стихи об осени, загадывали загадки, играли в подвижные игры: «Листопад», «Пора птицам возвращаться на юг», «Листочек в руках» и др.

5 октября дети старшей группы ходили на экскурсию в «Осеннюю тундру», где закрепили знания о сезонных процессах в мире тундры и правилам природосберегающего поведения в форме игрового взаимодействия со сказочными героями Эколятами: Елочкой, Тихоней, Умницей и Шалуном. 

 10 октября в нашем дошкольном учреждении было проведено торжественное мероприятие "Посвящение в Эколята - Дошколята". Наши воспитанники исполнили гимн «Эколят-молодых защитников природы», произнесли клятву посвящения в Эколята – дошколята, а также просмотрели фильм «Про эколят – Молодых защитников  природы».​

В рамках реализации проекта "Эколята - дошколята" наше учреждение запланировало следующие мероприятия по участию в республиканской природоохранной акции "МАРШ ПАРКОВ 2017": 

Экологические проекты – 6

Викторины – 38

Развивающие образовательные ситуации – 30

Экологические игры - 12

Экологические акции – 4

Озеленение участков – 3

Консультации для воспитателей – 4

Выставки детских работ в ДОУ – 2

Выставки детских работ в группах – 24

Создание презентаций - 6

Тематические беседы -32

Просмотры видеофильмов – 12

Экскурсии-40

Спектакли – 8